Повредили колесо на дороге, никто от такого не застрахован. Всем известно, что весной, когда растает снег, дороги, становятся особенно неровные. Совсем недавно дорога была нормальной, но спустя некоторое время дорога «тает» вместе со снегом. Под лужей небольшого размера может оказаться чуть ли не Байкальское озеро, вследствие этого часто видим незавидную картину: водитель на обочине меняет колес, а то и два. Но можно и нужно компенсировать понесённый ущерб!
Что делать если Вы повредили колесо на дороге?
Ваше авто попало в лужу, а под ней оказалась яма в результате удара пробили колесо или сломали подвеску? Это самое настоящее ДТП, даже если в результате попадания в яму никто не пострадал. Многие даже не задумываются об этом, но есть пункт 1.2 ПДД РФ.
Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Значит, порядок действий должен быть, как и при «обычных» ДТП.
Выполняем пункт 2.5 ПДД
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
(п. 2.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2014 N 907)
Далее, если нет пострадавших то, как написано в пункте 2.6.1 ПДД РФ.
Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Теперь Вам надо собрать доказательную базу, чтоб дорожникам не оставалось ничего, как признать свою вину.
Для фиксирования факта причинения Вам вреда звоним в ГИБДД, для получения справки.
Но, инспектор ГИБДД, узнав об отсутствии пострадавших, предложит приехать к ним в отделение для оформления документов. Так делать не следует тогда невозможно будет доказать свою невиновность в ДТП. Отказать в выезде на место ДТП они не имеют права. Обязательно запишите фамилию, звание с кем разговаривали по телефону, скажите ему, что присутствие инспектора необходимо для составления акта о неудовлетворительном состояния дороги.
Если всё же отказываются приехать, звоните в дежурную часть ГУВД и сообщите подробности инцидента в прокуратуру, дежурному УВД. Такие телефоны должны быть в машине у каждого.
Если у Вас есть свидетели это хорошо иначе нужно их найти, свидетелями могут быть не только проезжавшие мимо водители других автомобилей, но и пассажиры попавшей в яму машины, двух свидетелей достаточно запишите их фамилии, домашние адреса, контактные телефоны. Заручитесь у свидетелей, что нужно будет подписать фотографии с места ДТП, если у Вас нет фотоаппарата позвоните родственникам, знакомым, друзьям они привезут фотоаппарат, и могут быть свидетелями, это самые лучшие свидетели.
Фотографировать надо с нескольких мест. Чтобы было однозначно видно место происшествия, например в кадре видно ваш автомобиль с читаемым номером и табличка дома с номером и названием улицы. Следующий кадр сделать, чтобы было видно, что вы не могли обнаружить яму, которая скрыта водой. Также зафиксируйте отсутствие знаков и ограждений препятствующих наезду в яму или предупреждение о их наличии. И несколько фотографий сделайте, на которых хорошо видно повреждения, которые Вы получили при ДТП. Яму нужно фотографировать, чтобы были видны её размеры. Например, положить в яму кирпич, или любой предмет по которому можно судить о размерах ямы. Лучше использовать рулетку, если у Вас нет, дождитесь инспектора ГИБДД у них она точно есть. После фотосъемки нужно оформить Акт фотографирования и подписать свидетелями.
Затем распечатать фотографии, на которых нужны росписи Ваши и свидетелей. Фотографии можно оформить в редакторе Word. Вставить фотографию на страницу и к каждой фотографии сделать пояснение, номер кадра, что изображено на фотографии, подпись Ваша и двух свидетелей. Фотографий надо сделать не менее пяти.
Когда сотрудники ГИБДД будут составлять протокол, то проверьте, чтобы в него попало максимальное количество сведений. В собственное объяснение впишите имена и данные свидетелей, проследите за правильным составлением схемы, погодные условия, обязательно время события, привязки к местности, укажите качество дорожного покрытия, расположение ямы, чтобы было понятно, что вы не специально повернули в неё. Фото видео материалы пусть приобщат к делу, а также добивайтесь подробного описания повреждений автомобиля, пробитая покрышка, помятый колёсный диск, повреждённые элементы подвески или кузова, а также возможные скрытые повреждения. И вместе с инспекторами ДПС необходимо измерить яму и также внести эти данные в протокол. А также составить «Акт по обследованию места ДТП» в котором инспектор должен указать выявленные неудовлетворительные состояния дорожных условий.
Зачем измерять яму?
В Российской Федерации специально ввели, «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221) устанавливающий предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов». Пункт 3.1.2 ГОСТа гласит:
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.
Испортить колесо или, тем более, элемент подвески в такой яме сложно. Потому и нужно измерить яму, и зафиксировать размеры в протоколе, чтобы зафиксировать превышение указанных норм (только у нас в России есть нормы на дорожные ямы). И обязательно приложить фотографии с замерами. Важный момент — ГИБДД может попытаться обвинить вас в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ.
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Поэтому в объяснительной пишите, что препятствие увидели внезапно, и не имели технической возможности избежать наезда. Например, Вы ехали за машиной и когда увидели яму, то маневр совершить не успели, резко остановиться не могли т.к. за Вами ехала другая машина и резкий манёвр мог спровоцировать более серьёзное ДТП. Или что яму не видно из-за лужи. А если инспектор всё же обвиняет вас в нарушении этого пункта (10.1 ПДД РФ), то можно написать жалобу на имя его руководителя, указав все имеющиеся доказательства, или звоните дежурному ГИБДД, или в службу СБ УВД города делайте это открыто, чтобы инспектор это видел. Не лишней будет и запись с видеорегистратора (если там имеется свидетельство в вашу пользу). Делайте всё, чтобы ГИБДД признала вашу невиновность в ДТП! Иначе дальнейшие действия бессмысленны. В итоге в день когда произошло ДТП Вы должны получить на руки следующие документы: 1) определение об отказе в возбуждении в отношении вас дела об административном правонарушении (подтверждает, что ДТП возникло не по вашей вине);
2) определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (подтверждает ненадлежащее содержание дорожного покрытия и совершение административного правонарушения в этой части);
3) справка о дорожно-транспортном происшествии (подтверждает факт причинения вреда вашему автомобилю).
В зависимости от типа страховки и имеющихся повреждений дальнейшие действия следующие. Если у Вас повреждена машина, и машина застрахована полисом КАСКО, то с полученной справкой о ДТП приехать на осмотр в страховую компанию, если автомобиль самостоятельно передвигаться не может, то надо со своей страховой компанией договориться как они смогут осмотреть автомобиль на предмет скрытых повреждений. Хуже, если у Вас полис ОСАГО. Тогда нужно проводить независимую техническую экспертизу, при этом чинить транспортное средство до осмотра нельзя.
Когда владелец участка дороги, будет установлен (конкретного владельца участки автодороги устанавливает ГИБДД, если это произошло в городе, то это администрация города), нужно вызвать её представителя на техническую экспертизу автомобиля. Сделать это можно с помощью телеграммы (телеграмма отправляется не менее чем за три дня до экспертизы) или письмом с обязательным уведомлением о вручении, либо принести им уведомление с обязательной отметкой на Вашей копии о входящем номере на Ваш документ.
Текст может быть произвольным.
С юридической точки зрения экспертиза все равно окажется легитимной, но неприбытие на неё уведомленных представителей эксплуатирующей организации может дать вам дополнительное преимущество в суде.
От оценщика необходимо получить следующие документы:
1) экспертное заключение;
2) договор на оказание услуг;
3) акт выполненных работ (оказанных услуг);
4) квитанцию к приходному кассовому ордеру
5) чек оплаты услуг.
Разумеется, представители обслуживающей организации могут либо не явиться, либо не согласиться с результатами экспертизы. Записывайте всё это в письменном виде и составляйте до судебную претензию лучше, если Вам поможет юрист.
Если сумма ущерба невелика, то есть вероятность решить всё мирным путём. Однако чаще всего приходится обращаться в суд. Может быть назначена и судебная экспертиза, поэтому до окончания всей тяжбы Вам лучше не ремонтировать автомобиль и не ездить на нём.
Претензию необходимо предъявить лицу причинившему вред, а это будет организация, которая несёт ответственность за участок дороги, на котором произошло ДТП. Их вина в том, что они не содержали надлежащим образом участок дороги. В результате ненадлежащего содержания дороги и произошло ДТП. Это все будет доказано фотографиями и «Актом по обследованию места ДТП».
Поэтому большинство водителей попавших в подобные ситуации предпочитают устранить полученные повреждения за свой счёт. Особенно, если пострадало только колесо. Беготня по инстанциям требует много времени и нервов, и денег придётся потратить — экспертизу-то нужно проводить за свой счёт, как и оплачивать работу юриста, и только потом эти затраты могут компенсировать после суда. Именно поэтому дорожные службы халатно и относятся к своим обязанностям! Чем больше водителей будет обращаться в суд с претензиями, тем больше шансов, что дороги начнут ремонтироваться быстрее и лучше.
А Вам желаю, чтоб вы никогда не повредили колесо на дороге и не попадать в подобные ситуации, старайтесь избегать ям на наших направлениях!
Верно сказано! В России — направления, а не дороги!